Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«Благослови венец лета благости Твоея, Господи...»

 

Церковное новолетие

Если спросить современного человека: «Когда вы празднуете Новый год?», он, может быть, немного удивившись наивному вопросу, мгновенно ответит, что празднует этот день 1 января. Несколько более осведомленные о непростой ситуации с «новыми годами» назовут две даты: 1 января и 14 января – так называемый «Старый Новый год». Хотя, относительно небольшой процент от общего числа празднующих, сможет внятно объяснить, как так получилось, что Новый год вдруг «постарел» за 13 дней. Но, уж точно мало кто из современных обывателей ответит взаимностью на новогодние поздравления 14 сентября. Подобные поздравления вызовут, как минимум, глубокое недоумение и, может быть, снисходительную улыбку. Похожую реакцию можно увидеть на лицах людей, которые, зайдя в храм в середине сентября, вдруг слышат от служащего священника, что, по завершении литургии, будет совершен благодарственный молебен по случаю начала Нового года... Который по церковному календарю начинается 1 сентября (по привычному нам, новостильному григорианскому календарю этот день соответствует 14 сентября).

Традиция данного новолетия очень древняя и в нашей повседневной жизни давно забытая. Это неудивительно, поскольку она уходит своими корнями еще во времена Римской империи. Так, в VI в., во время царствования императора Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный еще императором Диоклетианом (311 г.). Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог.

При императоре Константине Великом († 337) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря, привнеся в церковный календарь следы хозяйственного уклада жизни исторической эпохи «золотого века христианства». В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников – от Рождества Богородицы 8 сентября старого стиля до Ее Успения 15 августа (по старому стилю).

Хотя, необходимо заметить, что в Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). Вцелом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

«Воцерковление» гражданского летосчисления по индиктах и индиктионах вскоре дало наблюдателям новую хронологическую единицу – Великий индиктион. Так назывался полный церковный год, хотя слово «год» здесь крайне условное, поскольку Великий индиктион длился 532 года – именно за этот период все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летосчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Великий индиктион в русской традиции получил название Миротворческий круг. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (соответственно, в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной Литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летосчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.