Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

«Малая Четыредесятница»

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он всегда начинается  28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней, а потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей, но из-за меньшей строгости Рождественский пост чаще называют Малой четыредесятницей. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост именуют также Филипповым.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках о существовании этого поста упоминают многие церковные писатели, преимущественно западные.  Так, например, в VI веке святой Амвросий Медиодаланский и блаженный Августин пишут в своих трудах о периоде говения перед празднованием Рождества Христова. В пятом веке о древности этого поста писал святитель Лев Великий.

В литургической традиции восточного христианства первые упоминания о посте перед Рождеством Христовым датируются VI столетием и связаны они с деятельностью Константинопольского Патриарха Иоанна Постника († 595). Современный Рождественский пост сформировался на основании древней христианской традиции придерживаться поста в канун Богоявления – праздника, в котором Церковь в то время объединяла воспоминание событий Рождества и Крещения Христова. К V веку  этот праздник разделяется на два отдельных и пост становится подготовительным периодом к празднованию именно Рождества Христова. Необходимо отметить, что Рождественский пост сначала имел неодинаковую продолжительность. Окончательно сорокадневным он стал после собора 1166 года, который был созван в Константинополе по инициативе Патриарха Луки Хрисоверга.

Как уже замечалось выше, по календарному объему Рождественский пост занимает первое место после Великого, но по своей строгости он больше соотносится с Петровым, уступая не только Великому посту, но и Успенскому. Наиболее строгое время Рождественского поста — со 2 по 6 января, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу не едят. Последний день поста называется Сочельником – это день накануне Рождества. В Сочельник принято воздерживаться от пищи до первой вечерней звезды — в память о Вифлеемской звезде, которая указала путь волхвам к месту рождения Христа. И лишь вечером, собравшись за предпраздничным столом, угощаются «сочивом» — размоченными зернами пшеницы с медом и пряностями. Это блюдо и дало название Сочельнику.

По мысли святителя Симеона Солунского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Необходимо заметить, что все святые отцы, поучая о пользе и необходимости поста, единогласны во мнении, что пост телесный не приносит пользы без поста духовного. Случается это тогда, когда человек, воздерживаясь от пищи, преисполняется ощущением собственного превосходства и гордости от осознания того, что он постится. Пост – не цель, а средство достижения духовного совершенства, а потому без молитвы и смирения он превращается исключительно в диету. Святоотеческое учение единодушно во мнении, что Рождественский пост установлен Церковью для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова, очистив себя покаянием, молитвою и постом, с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше доброе произволение и желание следовать Его учению.