Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях и известно нам из более поздних источников. Полный рассказ о празднике приводится в апокрифе под названием «Протоевангелие Иакова», автор которого повествует о том, как родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, желая исполнить данный им ранее обет, отправились с трехлетней Дочерью Марией в Иерусалимский храм. Возле храма их встретил первосвященник, которым, согласно церковному преданию, был отец Иоанна Предтечи Захария. Последний, по особому откровению от Бога, взяв Святую Деву ввел ее во Святая Святых — главную часть Иерусалимского храма, куда имел право сам входить только раз в год. Этим необычным действием, через первосвященника, Богом была явлена особая роль отроковицы Марии для судьбы всего человечества. С этого дня в жизни Пресвятой Богородицы начался новый этап — пребывание при храме, который продолжался до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет и согласно ветхозаветным еврейским законам дальнейшее нахождение ее там было невозможным. Поскольку Мария изъявила необычное, для того времени, желание навсегда остаться в девстве, она была поручена заботам праведного Иосифа, ее обручника и хранителя девства.

Праздник Введения во храм Богородицы входит в число двунадесятых праздников, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Согласно мению многих исследователей византийской литургической традиции, праздник Введения во храм Богородицы появился в богослужебном календаре при императоре Юстиниане I (+565), который построил в 543 году, на развалинах иерусалимского храма, величественную церковь посвященную Персвятой Богородице. Вскоре, по завершении строительства, ее начали именовать «Новой», для отличия от прежней, которая располагалась недалеко от упоминаемой в Евангелии Овчей купели. В VIII веке праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был отмечен в некоторых греческих месяцесловах, но без предписаний богослужебных торжеств. Окончательно Введение входит в число двунадесятых праздников только в конце XIV века, с фиксированной датой празднования 21 ноября (старый стиль). Исключением является Коптская церковь в которой Введение отмечается несколько позже — 29 ноября.

Первые иконографическое изображения праздника появляются, как фрагмент житийных икон Божией Матери. Отдельной иконой событие Введения во храм Богородицы начинают изображать, примерно, с конца ХI века. Иконография и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа, соответствуют основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них — тема Богородицы, как одушевленного храма, вместившего невместимого Бога («Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет…» — 2-я стихира на литии). Иконографическая композиция праздника Введения представляет собой процессию, направляющуюся к храму, который изображается внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за ним виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых храмовых врат также соотносится с праздничными богослужебными песнопениями, в которых Богородицу называют «Двере Господня» (например, « … к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двeри, радующися в нем ликовствуй» — 1-я стихира на стиховне великой вечерни). Такой эпитет Божией Матери основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 44.1-4). Это пророчество читается в качестве паремии на всенощном бдении в день праздника и является прообразом приснодевства Богородицы. В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда может быть отмечена некоторыми особенностями. Так, например, современные иконописцы за Богоматерью, справа, в позах молитвенного предстояния, часто изображают праведных Иоакима и Анну, а за праведным Захарией изображается Иосиф Обручник. Его Появление исследователи христиаской иконописи объясняют влиянием другой иконографической композиции, которая называется «Обручение Марии». Не менее традиции иконописной, также, богата и богословская традиция осмысления праздника у отцов Церкви. Наиболее полно святоотеческое толкование введения Богородицы во Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, рассуждает о причинах избрания Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма: «Почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых? Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».