Солом'янське благочиння

Наша газета

Відеокалендар

Друзі сайту

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

http://spm.org.ua/

Молитва Ефрема Сирина:плач отца пустынника

Печаль и надежда — вечные спутники истинного покаяния. Евангелие открывает бездну нашего падения, как луч света — пропасть, разверзшуюся под ногами. Но также Евангелие открывает бесконечное, как Вселенная, Божественное милосердие. Увидеть ад в своей душе — это и будет началом покаяния. Этому чувству должна сопутствовать память о всепрощении Господнем. Как сказал Силуан Афонский, «держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Великий пост, больше других многодневных постов, уменьшает количество пищи на столе, и он же увеличивает количество молитв в богослужении, количество «псалмов, и пений, и песен духовных». Великопостный устав отменяет привычное ежедневное служение Литургии в седмичные дни и наполняет суточное богослужение особенными, постовыми молитвословиями, жемчужиной которых, вне всякого сомнения, есть всем нам известная молитва святого Ефрема Сирина. Это ее строки некогда вдохновили Александра Сергеевича Пушкина на написание знаменитого стихотворения:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Великого Пушкина и великого молитвенника Ефрема Сирина, учителя покаяния, роднит то, что в ранней молодости у них обоих было много безудержного и бурного. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал преподобный о себе, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям».

Но после вразумления от Бога преподобный раскаялся и еще до своей отшельнической жизни по ночам часто плакал о своих грехах: «На ложе моем помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, жена-хананеянка, а также кровоточивая, и самарянка при колодце водном. Они говорили мне: «Восстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот».

Один из известных духовников современности архимандрит Кирилл (Павлов) размышляя о молитве святого Ефрема пишет, что: «Молитва состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия».

Начинает свою молитву преподобный Ефрем Сирин обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках — участь праведных и неправедных, добрых и злых, как и всего окружающего мира. В первом прошении преподобный Ефрем просит Бога не дать ему духа праздности. Состояние праздности знаком всем нам — это есть леность и нерадение о самых насущных делах и, прежде всего, о своем спасении. Она может довести человека до неподвижности, а потом и до упадка, как в духовной жизни, так и в необходимых повседневных делах.

Во втором прошении преподобный Ефрем просит Господа избавить его от недуга уныния. Уныние – страшное состояние. Унылый человек ничему не радуется, ничем не вдохновляется, никуда не стремиться и если не предпринимает попыток выйти из этого состояния – то семимильными шагами приближается к отчаянию.

К сожалению, слово «уныние» вытесняется из нашего бытового обихода и заменяется более мягким и таким сезонно-будничным термином деперссия: человек не виноват, что у него деперссия – это или от времени года, или от монотонной работы, или от особенностей возраста…. Да не важно от чего, важно, что все можно исправить пройдя курс терапии. Но, вся фармацевтическая отрасль вкупе с лучшими специалистами-психологами не способна избавить греховного бремени, которое угнетает человека. Ее возможности простираются исключительно на устранение видимых последствий оставляя причину без внимания. А причины уныния, по утверждениям святых отцов, коренятся в праздности, о которой упоминалось в первом прошении, а также маловерии, нераскаянности и затаенных обидах.

В третьем прошении своей молитвы преподобный Ефрем просит у Бога избавления от духа любоначалия. Любоначалие является ближайшим спутником одной из самых опасных страстей – гордости. Поглотив человека, оно делает его высокомерным, черствым, невосприимчивым и неизменно приводит к осуждению других людей. Желание управлять, быть выше, подчинять и заявлять о себе сопутствует нам на всех этапах жизненного пути. Сами по себе руководящие функции не являются злом или чем-то морально недопустимым – зло начинается тогда, когда желание начальствовать становится смыслом работы и целью жизни. Такое душевное расположение противоречит учению Христа, Который всей своей жизнью показал пример глубочайшего смирения и кротости.

В четвертом прошении молитвы Ефрем Сирин испрашивает у Бога избавления от духа празднословия. Такой привычный для человека и вместе такой великий дар слова, кроме огромных возможностей для выражения своих мыслей, чувств и желаний, налагает на человека и огромноую ответственность за использование логосности своей природы: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), говорит Христос обращаясь к кажному верующему в Него. Многословие опустошает человека и делает его рассеянным. Святые отцы часто сравнивали молчаливого человека с сосудом, который наполнен ароматами и в закрытом состоянии он сохраняет их запах и крепость, а многословного – уподобляли открытому сосуду, из-за чего все его ароматное содержимое теряет свои лучшие качества.

Молитва преподобного Ефрема Сирина всегда совершается с земными и поясными поклонами – еще одной особенностью великопостных богослужений. Смысл уставных предписаний о частых поклонах лучше всего раскрывается именно в этой молитве: в долгом и трудном деле духовного возрождения человека Церковь не отделяет души от тела. Греховное падение состоит именно в победе плоти, в доминирующей жажде удовлетворения ее грубых потребностей, следовательно, покаяние и нравственное возрождение должно сопровождаться обратным процессом – покорением плоти в угоду духу. Такой подход является ключем к пониманю всей христианской аскезы, включая и сам пост, который никогда не был в Церкве самоцелью, а всегда и всеми святыми отцами он употреблялся только как средство, для обновления падшего человека в совокупности его духовной и телесной природы.